Математическая кухня.

Уважаемые родители! Доставьте детям радость от игр развивающей направленности. Поддерживайте интерес к интеллектуальным играм, желание играть в игры с математическим содержанием, даже тогда, когда вы находитесь с ребенком на кухне. Совместное приготовление ужина доставит удовольствие не только вам, но и вашему ребенку.

"Геометрика"

Игра развивает творческое воображение; закрепляет знание свойств геометрических фигур.

Необходимый инвентарь: различные крупы и бобовые, стол и немного фантазии;

Правила игры: предложите ребенку выкладывать из макарон, гороха, фасоли различные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник и пр.). Поиграйте в ассоциации, например, круг похож на яблоко, мяч, шарик; квадрат — на куб, тумбочку и т. д.

 

"Хоккей на кухне."

Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку - соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть ребенок поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Предложите ребенку забить гол (в правый верхней угол, в правый нижний угол, в левый верхней угол, в левый нижний угол). Задавайте ребенку вопросы: куда он забил гол?

"Где больше?"

Поставьте перед ребенком прозрачные сосуды различной емкости и формы (банка, графин, стакан), в которых налита одинаковое количество воды, но на глаз это определить невозможно. Предложите ребенку определить количество воды с помощью мерного стаканчика и сделать вывод в каком сосуде воды больше, меньше или равное количество воды.

"Горох"

Для игры приготовьте горох, фасоль, семечки или др., чтобы они помещались в руке ребенка.

Правила игры: Взрослый говорит ребенку: "У меня 6  горошинок, в правой руке 3 горошины (показывает). Сколько в левой руке горошин?"

если ребенок правильно ответил, поменяйтесь  ролями, пусть он прячет горох, а вы будете отвечать на его вопросы. При этом вы можете намеренно допускать ошибки и  исправлять их по ходу игры.

"Отгадай число"

Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 10. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

"Давай посчитаем!"

Ход игры: Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.

"Назови соседей"

Ход игры: Взрослый называет число, а ребенок - соседей числа. Например, взрослый говорит: "Пять", а ребенок называет: "четыре, шесть" и т.д.

"Счет на кухне"

Ребенок может пересчитывать предметы сортировки, помогая вам накрыть на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три морковки и одну луковицу. Разнообразить задания можно до бесконечности.

 

Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих ему минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

 

Фантазируйте и играйте на здоровье!

Весна идёт, весне дорогу!!!

                                                                                                                                           

Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и гулять с малышами одно удовольствие.  Весна -  это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Именно весной солнце вырабатывает много ультрафиолета, что крайне необходимо для детского растущего организма. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.

 Весенние прогулки чрезвычайно полезны с точки зрения раннего развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, какие существуют весенние цветы. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнезда птицы. Можно даже попробовать соорудить скворечник и повесить его рядом с домом.    Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит  наблюдать и созерцать, развивает эстетическое начало.

    В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета, характер поверхности и многое другое. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения, звуки и различные характеристики. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.

    Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой. На прогулке с малышом, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и почему небо голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц.

    Расскажите малышу, какие запахи несёт в себе весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и другие. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из южных стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники.

    Покажите ребёнку вербу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Пусть малыш сорвет несколько веток и отнесет домой, предложите ему поставить букет в вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них первые листочки.

Поясняйте малышу, почему происходят все эти изменения, познакомьте его с понятием «время года». Рассуждайте о том, почему зимой необходимо было тепло одеваться, а весной можно прогуливаться в более легкой одежде.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект  на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на полянке еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

 При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

 А ещё, пешие прогулки – это полезное физическое упражнение, которое может выполнять каждый, независимо от  возраста. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, такие прогулки крайне важны для здоровья различных систем организма. И это еще не все преимущества таких упражнений на свежем воздухе.

Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Обязательно привлекайте детей  к таким занятиям. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры, а также развлечения в парках отдыха, и вы удивитесь тому, как редко начнет болеть ваш ребенок.

Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

Для начала следует просто принять как должное, что хотите вы или нет, но ребенок все равно залезет в самую глубокую лужу и найдет грязь пожирнее. Малыш хочет все познать, испытать на собственном опыте то, о чем предупреждает мама. Поэтому, запаситесь терпением и не ругайте кроху. Ведь это так интересно, как выглядит свое отражение в луже, как грязь прилипает к сапожкам. А как весело шлепать по воде руками и лепить куличи из мокрой земли!

 Если вы не хотите, чтобы ребенок во время весенней прогулки бесцельно плюхался в грязи, покажите ему, что делать это можно с пользой. Малыш хочет копать? Предложите ему делать это под деревьями, где земля хоть немного прикрыта листьями и травой. Если ребенка как магнитом тянет к воде, то позвольте ему пройтись по лужам, покажите, как интересно пускать кораблики или просто травинки, палочки или листья по ручьям. Можно взять с собой на прогулку игрушки на радиоуправлении. Весна — отличное время, чтобы запускать радиоуправляемые вертолеты или самолеты.

 Старайтесь не запрещать чаду экспериментировать, ведь это может привести к замкнутости и нерешительности ребенка в будущем. Позвольте крохе самому принять правильное решение, даже если в результате вы приведете домой чумазого ребенка. Пусть ваш ребенок растет здоровым, активным и счастливым!

  Чем же занять ребенка на прогулке весной?

1. « Посчитай птиц».  Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно следующим образом: покормите птиц пшеном или специальным кормом .

2. « Шаги лилипута». В эту игру хорошо играть нескольким детям или всей семьёй.  Выберите цель и наметьте линию старта. Пусть играющие  посоревнуются: кто быстрее пройдет дистанцию лилипутскими шагами (это такие шаги, когда нога при шаге ставится впритык к другой ноге).

« Гигантские шаги». Смысл игры такой же. Однако теперь ребенок должен расставлять ноги так широко, как он только может (взрослые же, могут слегка поддаться…).

3. « Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Малыш будет рад сделать день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.

4. «Пускаемся в плавание по луже ». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.

 5. « Пускаем пузыри … в плавание!»  Пускать в плавание по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться всеми красками. Наблюдение за такими пловцами – сплошное удовольствие.  

6. « Ищем первые признаки весны».  Вооружитесь фотоаппаратом и отправляйтесь на поиски весны. Первые набухшие почки, оживленные пташки – все это первые знаки того, что весна уже близко.

 7. « Рисуем на асфальте».  Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку. Возможно, это ускорит приход тепла!

8. « Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где  ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?

9. «Развиваем скорость и координацию». Эта игра очень известна. Правила просты: дети становятся между двумя ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. Мяч лучше всего брать надувной, чтобы не повредить детей. Берите мяч побольше, тогда задача малышей существенно усложнится, а риск травм уменьшится.

10. «Развиваем координацию». Участники становятся напротив ведущего. Игра очень простая. Все дети, должны показать движения, обратные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий опускает руки, малыши должны их поднять, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть и т.д. Если малыш ошибся три раза, он выбывает. Победителем становится тот, кто выдержит дольше всех.

11. «Развиваем равновесие». Для этого упражнения нужно поставить двух детей напротив друг друга на расстоянии 2-3 детских шагов. По сигналу, один стоя на одной ноге, вытянув ладони должен ударить по ладоням другого малыша. Суть игры – вывести из равновесия соперника. Тот, кто первый коснётся земли – проигрывает.

12. «Развиваем скорость движения». Для этой игры  Вам нужны мяч и мел. На асфальте нарисуйте круг диаметром примерно в 2 метра и обозначьте направления движения. Ребенок встает в центр и бьет мячом об землю, после он убегает по заданному направлению. Пока мячик делает 3 удара, малыш должен бежать. Выигрывает тот, кто дальше убежит. Это игра является групповой, но и может быть одиночной.

13. «Развиваем прыгучесть». Для этой игры нужно несколько игроков, следует поделить их на команды. На земле рисуется линия, с помощью которой будет измеряться длина прыжка. Место приземления нужно отмечать по пяткам. Нужно прыгнуть в противоположную сторону от отмеченного места, сделать это должен другой участник. Главная его задача – перепрыгнуть этот результат и прыгнуть дальше, тем самым зарабатывая балл своей команде. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов.

Игры на свежем воздухе -  всегда весело и увлекательно! Играйте со своим ребенком — это  укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье. О том, что "солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", мы помним с детства. Дело за малым - сделать так, чтобы и наши малыши росли в окружении этих верных "товарищей" с самых первых дней.

Зимние прогулки с детьми 

Безопасность ребенка на прогулке в зимний период

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети весь год с нетерпением ждут нового наступления зимы, снега. Малыши ждут время, когда можно будет покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.

Но зимнее время очень часто омрачает радость детей и родителей распространенными травмами. Опасности подстерегают нас, казалось бы в самых безомасных местах. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые правила.

ОДЕЖДА ДЛЯ ЗИМНЕЙ ПРОГУЛКИ

Собираясь на прогулку, заботливые родители всегда задают вопрос: как одеть ребенка, чтоб он и не замерз, и не перегрелся?

Нам поможет главное правило: ребенка не надо кутать! Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину! Кроме того, одежда не должна сковывать движения малыша, она должна быть удобной, легкой и теплой одновременно. Лучше всего если она будет многослойной, так как в этом случае проводимость холодного воздуха намного ниже. Лучше надеть на ребенка майку с длинным рукавом или водолазку в сочетании с легким джемпером, чем одевать один толстый свитер. Проследите, чтобы обувь ребенка также быта тёплой, удобной, не собирала снег, подошвы были рельефными - ребенок меньше будет скользить по снегу и льду. Чтобы застраховаться от потери варежек или перчаток, пришейте к ним резинку.

ЗИМНИЕ ИГРЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям не-обходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. А таких дел целое множество!

У зимних игр есть свои особенности, в первую очередь это правила безопасности.

Катание на лыжах

Катание на лыжах – это веселая, оздоровительная и наименее безопасная и всех вид зимних прогулок. Кататься на лыжах следует в парковой зоне, специально оборудованных лыжных трассах, за городом (лесополоса, поле и т. д., либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует. Если Вы выбрали мало людное место для прогулки на лыжах, позаботьтесь о том, чтобы Ваш ребенок не отстал и не заблудился.

Если Вы решили покататься с горок, то следует обратить внимание, что горка, на которой Вы собираетесь кататься, может быть слишком крутая для Вашего ребёнка, ухабистая или леденистая?

Напоминаем, что лыжи для ребёнка должны быть правильно подобраны. Чтобы они были по росту, ребенок должен доставать до их конца вытянутой рукой, а высота палок должна быть на уровне подмышечных впадин. Если лыжи длинные, ими трудно управлять, а короткие хуже скользят и проваливаются в снег. Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации.

Катание на коньках

Катание на коньках полезно всем, оно доставляет удовольствие, массу позитивных ощущений как взрослым так и детям. Однако катание на коньках одно из травмоопасных занятий спортом или проведения досуга. Как взрослым, так и детям стоит придерживаться определенных правил, чтобы не травмировать себя или кого-то из окружающих, находясь на льду.

Малышам, как правило, предлагают фигурные коньки с зубчиками спереди. Коньки должны быть хорошо наточены. Ботинки надевают обязательно на шерстяной носок. Очень важно их правильно зашнуровать: пальцы ног свободны, а вот подъем туго стянут. Если вы не уверены в безопасности катания Вашего ребёнка, а тем более он первый раз на катке, используйте защиту конечностей и головы. Смотрите туда, куда едете. (Может это смешно, но на деле оказывается по-другому, не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений. Старайтесь кататься на коньках на специально оборудованных катках, опасно кататься на открытых водоемах. Старайтесь не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик.

Досуг на коньках – польза для всей семьи! Для каждого в отдельности!

Соблюдайте правила безопасности и он доставит Вам множество радостных моментов!

Катание на санках, ледянках

Катание с горок — всеми любимое зимнее развлечение. Скорость, свист свежего ветра, буря переполняющих эмоций – для того, чтобы Ваш отдых был не только приятным, но и безопасным, стоит задуматься о выборе как горок, так и санок.

С малышом младше 3 лет не стоит идти на оживлённую горку, с которой катаются дети 7-10 лет и старше. Малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок.

Если горка вызывает у вас опасения, сначала прокатитесь с неё сами, без ребёнка — испытайте спуск. Спуск не должен выходить на проезжую часть. Деревья, заборы и другие препятствия должны отсутствовать.

Если ребёнок уже катается на разновозрастной «оживлённой» горке, обязательно следите за ним. Лучше всего, если кто-то из взрослых следит за спуском сверху, а кто-то снизу помогает детям быстро освобождать путь.

Лучше заранее объясните ребенку, что на горке надо соблюдать дисциплину, порядок и последовательность.

Не разрешайте ребенку кататься на санках, лежа на животе, стоя, привязывать свои санки к санкам друга. Это опасно и может привести к травмам головы, рук,ног, а так же потери зубов!

Игры нашего двора

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы!

Не разрешайте детям играть у дороги. Учите детей, что нельзя выбегать на проезжую часть.

Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень, либо проволока, может там оказаться и мусор – да все что угодно!

Объясните детям, что нельзя брать в рот снег, ледяные корочки, сосульки: в них много невидимой для глаз грязи и микробов, которые могут вызвать болезнь.

При игре в снежки расскажите ребенку, что кидаться в лицо нельзя, и вообще кидать нужно не с силой! И не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться!

За ранее позаботьтесь о специальном инвентаре для игр со снегом: лопатки, снежколепы, формы для снежного строительства и т. д.

Помните, что ребенок не «старушка», ему не пристало сидеть на лавочке. Активные игры, беготня, чистка дорожек лопаткой, лепка снеговика, — незабываемые мгновения на всю будущую жизнь, особенно, при активном участии мамы и папы в совместном действии. Вышли на прогулку с сыном или дочкой, положите подальше мобильный телефон и занимайтесь только ребенком.

Желаем весёлой и здоровой зимы!

Игры – как одно из средств развития, воспитания и обучения детей

Человек познает мир, играя. Так, играя в мяч, ребенок учится двигаться. Разбирая и собирая игрушки, учится думать. Старательно нанизывая на штырь цветные кружки пирамиды, то есть, манипулируя пальцами, - развивает моторные способности. Сооружая из кубиков дом, творчески мыслит, фантазирует. Умственное, физическое, эстетическое развитие, овладение трудовыми навыками - все осуществляется в игре. Детские игры несут те или иные знания, но есть и специальные познавательные игры. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети любят гимнастику ума и с удовольствием «скрещивают шпаги» в области знаний. Познавательные игры способствуют развитию у детей зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь [6]. Разнообразные игры практикуются в преподавании истории, природоведении, математики, а также при изучении стран. В игре дети могут научиться составлять описательный рассказ, при проведении бесед педагог, организатор придает деятельности детей коллективный характер [4].

Родители, воспитатели, учителя  должны наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребенка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки.

В игре должны воспитывать стремление  к более ценным удовлетворениям, чем простое глазение, простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли [3].

 Задачи игры.

Игра как психологический метод может быть использован для решения трех последовательных задач:

1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения.

2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.

3. Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов [2].

Игра имеет не только развлекательное, но и развивающее значение. В игре ребенок развивает речь, мышление, память, внимание, а также усваивает учебный материал. Игра - это сотворение собственного мира, в котором можно установить для себя удобные законы, избавиться от многих житейских сложностей.

 Виды игр

Игры и их характер зависит от разных обстоятельств: от бытовых условий и состава семьи, от природных условий, национальных и этнических особенностей.

1.  Процессуальные игры - это игры малоподвижные и не связаны с утомительными движениями. Процессом игры управляет сам ребенок: начинает игру, играет, заканчивает ее, то есть он занимает себя сам, учиться быть самостоятельным. Это, например игры с кубиками,  снегом, песком,  глиной. Именно в этих первых играх проявляются черты характера: терпение и аккуратность, собранность, умение сосредоточиться, трудолюбие [1].

2.     Подражательные игры - в основе этих игр лежат темы семьи, жизни школы. Девочки, играя с куклой,  во всем подражают маме,  а мальчики как прирожденные воины и защитники Отечества играют в войну, в пап. Через игры идет усвоение социальных ролей, познание    действительности,    первая    «прикидка»    своих    возможностей    [1].
Существенное преимущество ролевой игры является тесная связь с внешним миром. Игра позволяет ее участникам  приобрести практический опыт и отработать навыки, которые пригодятся в будущем [4].

3.   Подвижные игры - связаны с быстрым передвижением ребят. Это игры с предметами и без предметов. Подвижные игры чаще всего являются игрой в кого - то, во что - то. Например, «Кошки - мышки». В этих играх нет особых правил. Чаще всего дети сами устанавливают правила.

4.      Спортивные игры предполагают развитие определенных   навыков и умений, четких правил и результата: времени, очков, метров. К таким играм можно отнести, например, футбол, баскетбол и др. Здесь особенно ярко проявляется соперничество, воля к победе, вырабатывается трудолюбие, четкое выполнение режима учебы, тренировок и отдыха.

5.     Дидактические игры - в этих играх дети получают специальные знания о формах предметов, о цветах, о сравнительных величинах, определенных правилах включения в мир новых знаний. К числу таких игр можно отнести различные виды домино, лото, шашки и др.

6.    Народные игры - эти игры развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой,  пробуждают интерес к народному творчеству,  к истории своей Родины. Родина предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, в играх, которые он принимает как  эстафету предшествующих поколений.   Игры  помогают  формировать высокие эстетические представления, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы.

7.   Технические игры - помогают детям освоить изготовление механических движущихся игрушек, различных видов моделей.

8.    Можно выделить настольные игры, игры аттракционного характера, другие виды [1].

Для того чтобы организовать игру необходимо учесть, где она будет проходить, сколько, человек будет участвовать, с определенным инвентарем или нет, и многое другое.  В зависимости от этого существует многое разнообразие игр. Малоподвижные игры, где ребенок учиться быть самостоятельным называется процессуальной игрой. В подражательной игре ребенок осваивает сферу взаимоотношений между людьми. Подвижные игры связаны с быстрым передвижением ребят. Спортивные игры предполагают развитие определенных навыков и умений, четких правил и результатов. В дидактических играх дети получают специальные знания о различных предметах. Народные игры развивают нравственные чувства. Технические игры помогают освоить различные виды моделей построек, изготовление механических игрушек.

Факторы игры

1.  Возраст  играющих.  Для детей младшего дошкольного возраста следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре,   на   воздухе.   Если   игры   проводятся   в   помещении,   то   его   необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т. д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Инвентарь для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т. п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

5.  Знание правил игр. Объясняя детям правила игры, педагог должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действия. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми.

6.    Выбор входящего. Он должен быть назначен педагогом, детьми или с помощью считалок, которые нравятся детям.

7.     Время игры. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз.

8.   Подведение итогов. Любая игра завершается подведением итогов. Здесь главное мнение о ней детей. Следует обратиться к детям с вопросами: понравилась ли им игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым. Педагогу следует  суммировать   ответы  детей  и  отметить  наиболее   интересные моменты игры. Необходимо поощрять хорошее поведение и умение общаться в процессе игры всех или некоторых детей [1].

К проведению игр следует привлекать и родителей. Они могут принимать участие, как в самой игре, так и выступать в роли судьи.

Если нужно провести игру, то нужно учесть все факторы: возраст учащихся, место, где будет проходить игра, количество участников, инвентарь необходимый для проведения этой игры. Необходимо знать правила игры, чтобы уметь четко объяснить их детям. Также необходимо выбрать водящего. Ограничивать время проведения игры, закончить нужно раньше, чем она надоест детям. После завершения игры необходимо подвести итоги. В игру можно привлекать родителей.

Значение игры

Игра сопровождает ребенка на всех этапах его возрастного развития. Она несет в себе заряд радости и веселья, а потому широко применяется на празднике и в походе, на прогулке, на семейном торжестве.

1.  С помощью игры приучают ребенка к труду. Игра - деятельность ребенка, постепенно перерастающая в трудовую деятельность. В играх скорее и лучше всего можно воспитать любовь к труду и привычку понимать значение слов «надо» и «нельзя» и уметь выполнять эти требования.

2. Игра вводит ребенка в общение с природой, с окружающими. Игра является формой познания окружающего мира [1]. Фантазируя и подражая, дети раскрывают свой характер, свое понимание нашей действительности, свои интересы и чувства, моральные пределы. Вместе с тем, в процессе игр происходит также и формирование важных черт личности, активного отношения к окружающей действительности [5].

3.  Развитию ребенка способствует игра. Она побуждает его к движению - он бегает, прыгает, наклоняется, упражняя все мышцы, все органы чувств. Игры развивают ребенка не только физически, но и интеллектуально. В игре ребенок общается с другими детьми, игрушками, взрослыми, развивая свою речь и мышление, пополняет словарный запас. В процессе игры он усваивает количественные и качественные представления: мяч один, снег холодный и т.д. [1].

4. Игры помогают ребенку усваивать навыки социального общения, организованности и дисциплины,   подчиняться  правилам  игры,   овладевать  навыками  самообслуживания, бережного отношения к игрушкам. Учиться уважать тех, с кем играет, оказывать помощь другому ребенку [1].

5.  В  игре ребенок осваивает  формы  предметов  и  их цвет,   постигая необычное  в обычном, что формирует у него эстетические вкусы, эмоциональные переживания.

6.  Игра может выступать как средство диагностики поведения и деятельности детей. В игре можно выявить умение действовать коллективно и добиваться успеха не только для себя, но и для группы, класса. Игра позволяет выявить детей, с которыми не хотят играть товарищи, и определить причины этого явления (эгоизм, грубость, жадность). В процессе игры быстро выявляются дети с ярко выраженными организаторскими способностями и безынициативные дети. Просматривается и интерес ребенка к конкретной игре [1].

Народная мудрость гласит: «Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни». И это не случайно, поскольку через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей в труде, на отдыхе, в семье, коллективе; усваивает систему норм и правил поведения, учится играть определенные социальные роли, подчиняться и брать ответственность на себя [1].

В игре ребенок развивает психические особенности (память, внимание, воображение и др.). Через игру может происходить коррекция коммуникативной сферы ребенка. В игре ребенок может применить свои знания. Чтобы правильно организовать игру необходимо, но и  индивидуальные особенности ребенка.

Игрушки, как одно из средств развития познавательных процессов ребенка на определенных этапах его жизни

Из всего  объема понятий и знаний, которые ребенок должен получить в течение жизни, 40 % приобретается в возрасте от 1 до 4 лет, еще 30 % - до 7 лет [6]. Что же помогает ребенку преодолевать все сложности его маленькой жизни. Это широкое разнообразие игрушек и игр, которые помогают ребенку развивать его способности.

Игрушки - первые друзья малыша. Игрушки помогают детям побеждать чудовищ и злодеев, переплывать моря и океаны, освобождать из плена попавших в беду людей и сладко засыпать. У каждого человека в детстве была любимая игрушка, о которой он не может вспоминать без улыбки. Так как она дарила ему радость. В современном мире обилие игрушек потрясает не только воображение детей, но и взрослых. Выбрать нужную игрушку сегодня - проблема. Желание взрослых порадовать малыша новой игрушкой так велико, что нередко родители отказывают себе в самом необходимом, но покупают очередного мишку или машинку. В результате количество игрушек непременно возрастает,  а радости от каждой новой игрушки у ребенка все меньше и меньше. Малыш уже не кричит от восторга, увидев новую игрушку, а небрежно бросает ее в коробку, где лежит множество других, быстро надоевших ему игрушек  [1].

Так сколько же игрушек нужно ребенку и какие именно? Назвать точное количество игрушек невозможно, но соблюдать определенные требования очень важно:

1.  Игрушек у ребенка не должно  быть  сразу много.   Они теряют свою новизну и притягательность. Лучше, если игрушек много делить на части и по очереди давать ребенку.

2.  Игрушки  должны   «взрослеть»   вместе   с   ребенком,   помогая   ему  в  развитии,   в восприятии мира, новых видов деятельности и творчества.

3.    Нужно покупать ребенку игрушки для игры, я не для демонстрации гостям.

4.  Игрушки должны способствовать общению детей друг с другом, а не становиться «яблоком раздора». Нельзя разрешать ребенку приносить игрушку в школу   только для того, чтобы показать ее другим, вызвать у них зависть.

5.  Игрушки должны помогать ребенку, осваивать мир взрослых, т. е. свой будущий мир. Чем разнообразнее выбор игрушек, тем проще малышу найти наиболее интересную для себя. Проще найти и друга в процессе игры.

6.  Игрушка не должна быть слишком сложной в техническом отношении. По данным психологов, чем сложнее игрушка, тем меньше она способствует развитию творческого мышления ребенка. У него нет возможности вообразить такую игрушку чем - то иным  [1].

Игрушки помогут ребенку безболезненно пройти процесс перехода из семьи в школу. При выборе своей любимой игрушки ребенок выступает как равноправный участник своей дальнейшей жизни, наравне со своими родителями.

Ребенку необходимо помочь в выборе его игрушки. Ребенок приходит в первый класс с определенным уровнем знаний. Ему необходимо многому научиться, а поможет в этом его игрушка. Ребенку сложно представить, что-то в своем воображении, а, опираясь на игрушку, он сможет сочинить немыслимое количество волшебных рассказов. Благодаря игрушке у ребенка развивается не только мышление, но и воображение, речь, восприятия и другие психические процессы. Родителям необходимо применить свое воображение, что бы игрушка для ребенка была не только какой-то там, а была его другом.

Список литературы

1.      Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: «Академия», 1998. – 176с.

2.      Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб: Питер, 2004. – 304с.

3.      Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990.  –  415с.

4.      Менте М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр.  СПб: Питер, 2001. 208с.

  1. Петрошевский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: «Академия», 2001. – 512с.

6.      Шмаков С. А. Учимся, играя. М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. – 128с.

 

 

 

«Летние игры для детей на свежем воздухе»
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Движение - это врожденная, жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движения ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят - движенье это жизнь. Движение  - это предупреждение разных болезней, в первую очередь тех, что связаны с сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системами. Иными словами - модно сказать, что движение это эффективное лечебное средство. Развитость движений - один из показателей правильного нервно - психического развития в раннем возрасте. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - это важное средство воспитания.
Игры с движениями дают детям яркие минуты чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Игра - жизненная потребность ребенка. Игры занимают важное место в жизни детей младшего возраста, они являются главным средством воспитания. В играх все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры. Игры направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. Игры и упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей.
Игры с родителями - неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей. Помните, что для ребенка - это «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком», так же, как и для взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми». Ребенку будет интересно узнать о детстве родителей, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Наверняка, какие - то игры запомнились, а другие забылись. А для того чтобы возродить и дать им вторую жизнь, необходимо научить детей играть в эти игры. Тем самым восстановить преемственность, когда правила передавались от старших ребят младшим, т е. из поколения в поколение. При этом важно не только рассказать и научить играть, но и организовать детей на игру, поиграть вместе с ними. Чаще  играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт, может быть, тогда и у Вашего ребенка появятся счастливые секреты и радость настоящей детской дружбы.
Предлагаем Вам игры в которые можно поиграть с детьми.
Именно на прогулке существует масса возможностей для развития ребенка. Для этого родителям необходимо организовать досуг детей на прогулке. Игры помогут сделать прогулку интересной и познавательной. Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут развить память, мышление, воображение и доставят удовольствие маме и ребенку, несмотря на погоду.
 «Лейка». Купите ребенку лейку или сделайте ее из бутылки (для этого возьмите литровую или пол-литровую пластмассовую бутылку с крышкой, проткните в крышке одну или несколько дырочек). Теперь ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.
«Мыльные пузыри». Прекрасное занятие на прогулке - это мыльные пузыри. Дома эта игра может доставить вам огорчение, потому что мыльные пузыри оставляют следы на мебели и полу. К тому же, дети часто проливают ] мыльную воду, а это еще один повод огорчиться, особенно если вы только что помыли пол и пропылесосили.
На улице же по этому поводу не будет никаких беспокойств. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветерком. Кроме того, это занятие привлечет к ребенку внимание других детей, что поможет ему подружиться с ними.
«Рисунки на асфальте. Цветные мелки». Рисование красочных картинок на асфальте не только интересное занятие для ребенка, оно развивает мелкую моторику и воображение. И, конечно, это очень удобный способ в игре научить ребенка читать и считать.
Если дорожка, на которой рисует ребенок, выложена из кирпичей, можно предложить ребенку закрашивать кирпичики разными цветами. 
«Мяч». Где еще ребенок вдоволь может погонять в мяч, если не на улице. Для удобства и безопасности лучше найти огороженное место во дворе, чтобы мяч не мог укатиться на дорогу, под качели и т. д.
Игры с мячом: футбол, прыжки через мяч, броски в кольцо, «кто дальше», «кто выше». Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить).
Можно играть в игру «съедобное — несъедобное». Правила игры можно варьировать. Классические: съедобное — ловим, а несъедобное — отбиваем. 
«Кормим птиц». В парках и скверах всегда можно встретить множество птиц. Дайте ребенку хлеб, пусть отщипывает понемногу и бросает голубям, или пшено, или семечки, и бросает их понемногу, то левой, то правой рукой. 
Кормление птиц прививает нежность и заботу, учит любить природу. Зимой мы вешаем кормушки для птиц, летом подкармливаем ради своего удовольствия. Это занятие полезно еще и тем, что развивает мелкую моторику ребенка. Еще это интересно и познавательно – ведь ребенок сможет наблюдать поведение птиц в непосредственной близи: одни смелые, шустрые, другие пугливые. 
«Рисуем на природе. Краски вокруг нас». Если вы отдыхаете на даче или живете в своем доме, вынесите на улицу мольберт, бумагу, краски гуашь, воду в банке, и пусть ребенок рисует все, что видит вокруг: небо, яблоню, куст смородины. Пусть старается передавать не форму, а цвет.
«Обруч». Обруч хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку. Обруч можно подбрасывать, катать, прыгать через него, использовать в различных играх. На улице можно не бояться, что заденешь мебель, собьешь статуэтку со стола или разобьешь любимую бабушкину вазу.
«Прыгалки». Прыжки через скакалку не только забава, это еще полезное гимнастическое упражнение. Со скакалкой тренируются профессиональные спортсмены: футболисты, боксеры, гимнасты. В дальнейшем ребенку пригодится это умение в школе на уроках физкультуры. Длину скакалки нужно регулировать под ребенка. Для прыжков, где скакалку крутят взрослые, а ребенок прыгает, прыгалку нужно брать длинную.
«Собираем сокровища». Это могут быть камешки, листики, палочки, шишки, цветочки, семена растений. Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке, сочиняйте сказки. Дома этот «клад» можно использовать для творчества.
«Наблюдаем за машинами». Выйдя из дома, не обязательно спешить куда-то. Оглянитесь вокруг. Вы видите проезжающие мимо машины – ну и отлично. Это хороший повод поговорить о цвете машины, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории.
«Рассматриваем травку, листья, деревья». Расскажите малышу, что деревьев много, а листики у всех разные. Покажите. Сравнивайте их по размеру, цвету. Учите бережному отношению к окружающей среде.
«Наблюдение за облаками».  Увидели на небе облака – понаблюдайте за ними, как они плывут, на что похожи.
«Игры в песочнице».  Пересыпайте песок, делайте куличики. Это идеальное место для изучения понятий «много - мало», «тяжелый – легкий», «жидкий – твердый». Игра с песком не только укрепляет пальчики ребенка, но и развивает мелкую моторику.
«Рисуем на земле палочкой».  Рисуем на земле палочкой животных или людей, придумываем к ним сказку. Рисуя, изучаем геометрические фигуры, буквы.
«Сосчитай». На прогулке можно заняться математикой. Считайте камешки, палочки, совочки, ведерки, формочки и т.д.
«Изобрази животное». Изображайте вместе с малышом «кто как ходит». Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.                              
Так давайте дарить радость себе и детям. В наших силах больше играть и общаться со своим ребенком.

Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Как доказал Н.Н.Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: "фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования принизывает все виды детской деятельности, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями.

Родители, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.

Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволят ему самому открыть истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться.

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж.Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

Теория вопроса разработана Н.Н.Поддъяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования.

Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.

- личностный: узнает свои личные возможности;

- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования.

Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребенком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «Много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется  больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например,

·         Что быстрее раствориться:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т. д.

·         Мыльные пузыри – из чего их лучше сделать:

- из мыла

- из шампуня

- из геля для душа

- из пены для ванны

Почему получаются мыльные пузыри?

Молекулы воды и мыла соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

·         «Вьюнок»

Сделайте цветок из бумаги с 4 – 6 длинными лепесткам, свернутыми трубочкой. Опустить цветок в воду и наблюдать, что происходит. Цветок будет медленно раскрываться.

Почему? Вьюнок  распускается и закрывается из-за изменения количества воды внутри клетки. Давление воды внутри клеток растения называется тургорным давлением. Как и в бумаге, в растении есть маленькие отверстия, через которые движется вода. По мере наполнения их водой повышение тургорного давления заставляет лепестки раскрываться.

Кухня – это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, Вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус. Эта химическая реакция очень интересна ребенку.

·        «Тайнопись»

Написать на листе бумаги любой текст лимонным соком. Дать подсохнуть. Положить листок в раствор йода. Весь лист станет синим, кроме надписи.

Почему? Крахмал, находящийся в бумаге, соединяется с йодом и образует синие молекулы. Витамин  С тоже соединяется с йодом и образует бесцветные молекулы. Те места на бумаге, куда попал лимонный сок, не изменились в цвете, так как лимон содержит витамин C.

Приезжая с ребенком на дачный участок, его можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делайте посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой". (При этом показать какую-нибудь травинку).

Если высаживайте рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руку сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет ни одного плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить". Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.

Важно только, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе. (Показ книг).

При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами строго соблюдайте правила безопасности.

Перед проведением опыта обязательно напомните  детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

 

 

Список источников:

1.    Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2003. 80с.

2.    Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под общ. ред.Л. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2005. 64с.

3.    Паршукова И. Л. Маленькие исследователи в детском саду. СПб.: Европейский дом, 2005. 72с.

4.    Поддьяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности/ Педагогический вестник/1997г. №1 с. 6

 

 

 Выполнила воспитатель: Чижова Е. С.